parvuss: (Он самый)
[personal profile] parvuss

Попался такой вопрос: " Зачем понадобилось Всевышнему убрать Сару "со сцены"?"

Я думаю(не сам, а с помощью р. Пама и р. Яакова Каменецкого) ответ можно найте в тексте.
Саказно в Бер. 23:1. И была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет, — годы жизни Сары.
Последние три слова стиха, "годы жизни Сары", кажутся лишними, и посему источником многих разных интерпретаций нашими мудрецами. Выше упомянутые рабоним объясняют, что человек живет столько, сколько ему положено Всевышним, и слова "годы жизни Сары" в этом стихе служат именно для того, чтоб не думали, что Сара умерла в результате каких-либо событий или действий, и что ее смерть можно было бы предотвратить, не случись то-то и то-то. "Годы жизни Сары"-это именно все годы, которые ей было положены.
Однако, в Торе есть намек и на смерть случившуюся "раньше" намеченного Всевышним времени. Как например смерть Авраама:

"И вот дни лет жизни Авраама, которые он прожил: сто лет и семьдесят лет и пять лет. "(в этой же парше 25:7).  Т.е. не всех дней его жизни, а только те из них "которые он прожил".
Разаль говорят что Авраам умер на 5 лет раньше, чтобы не видеть как Эйсав сходит с "пути истинного".
А вот про Ишмаэля сказно: "И вот годы жизни Ишмаэля: сто лет и тридцать лет и семь лет." (там же 25:17) - полностью прожитые отведенные дни.
И подтверждение этому можно так же найти и в парше Берейшис. Те же разаль говорят что Адам должен был жить 1000 лет, но отдал 70 из них ц. Давиду, и поэтому сказано:

"И было всех дней Адама, которые прожил, девятьсот лет и тридцать лет; и умер он. " (Бер 5:5). Опять "которые прожил", а не дни [всей] жизни. Далее, при описании продолжительности жизни используется формула "И было всех дней ...". Т.е. всех дней отведенных Всевышним.

Хотелось бы отметить, что если мы доверяем различным мидрашим, пытающиеся объяснить непосредственное соседство паршес Айкейдас Ицхок с паршес Хаей Соро, для заполнения недосказанности текста для осмысления причин смерти Сары и оценки ее отношения к закланию Ицхака, то мы должны, оставаясь интеллектуально честными, настолько же доверять и другим высказываниям хазаль, даже лишающим нашу стройную идею ее краеугольных камней.

Источник:
https://www.ou.org/torah/parsha/rabbi-rosner-on-parsha/chayei_sara_5771/

Date: 2016-11-27 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] kirav.livejournal.com
Вы полагаете, что вопрос: " Зачем понадобилось Всевышнему убрать Сару "со сцены"?" или наоборот, что она прожила все годы, которые ей было положены - относятся к пшату?

Date: 2016-11-27 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] parvuss.livejournal.com
но если вопрос напрашивается на драш, еще не значит что его нельзя найти ему объяснения в пшате. ведь Раши же объясняет смерть Авраама в 25:30 и считает это пшатом.
ну это а то что никто не умирает раньше своего времени -т.е. когда умер тогда его и время(кроме 2-х вышеприведнных случаев), так это, по-моему, вообще аксиома.
мне этот пшат(я буду называть его пшатом, с вашего позволения, поскольку он полностью основан на анализе самого текста) приглянулся именно потому, что он рвет укоренившуюся у многих, причинно-следственную связь между айкейдой и смертью Сары. это пост был скорее реакцией на обсуждение в другом месте, где Аврааму чуть ли не вменяли это в вину.

Date: 2016-11-27 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] kirav.livejournal.com
не всегда можно установить четкую границу между пшатом и драшем.
в Талмуде обсуждается вопрос может ли человек умереть раньше срока (из-за ошибки ангела смерти и т.п.), там приводятся примеры, но я сейчас не помню где.
о связи между айкейдой и смертью Сары я слышал на заре туманной юности, а стех пор - нет. но может быть у них есть какие-то основания?

Date: 2016-11-27 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] parvuss.livejournal.com
если есть мидраш- то ясно что есть основания. вопрос только на сколько непосредственная связь. вон и Рамбан говорит что по времени они совсем не связаны, хотя потом из уважения к мидрашу дает другое толкование, где да связаны. т.е. вы тоже склоняетесь что согласно пшату нет связи айкейды со смертью Сары?

Date: 2016-11-27 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kirav.livejournal.com
миль пардон, я забыл этого Раши и Сифтей Хахамим:
רש"י בראשית פרק כג פסוק ב

ונסמכה מיתת שרה לעקידת יצחק, לפי שעל ידי בשורת העקידה שנזדמן בנה לשחיטה וכמעט שלא נשחט, פרחה נשמתה ממנה ומתה

Date: 2016-11-27 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] parvuss.livejournal.com
ну как же! это же тот самый мидраш и комментарий который практически выгравирован в мозгу чуть ли не у всеx!

Date: 2016-11-28 01:36 am (UTC)
From: [identity profile] kirav.livejournal.com
הזהרו בזקן ששכח תלמודו מחמת אונסו

Profile

parvuss: (Default)
parvuss

April 2017

S M T W T F S
      1
2 345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2017 10:39 am
Powered by Dreamwidth Studios